ПРОГРАММА
курсов по обучению
воспитателей ДЗОиО «Радужный»
ТЕМА №1 Управленческие основы работы воспитателя в
ДЗОиО.
1.1 Профессия воспитателя. Особенности воспитателя в ДЗОиО.
Заповеди воспитателя.
Введение в курс. Основные понятия. Структура лагеря. Этика воспитателя. Нормы поведения в лагере. Табу в лагере.
1.2 Методика организации режимных моментов в ДЗОиО.
Понятие «режим дня детского оздоровительного центра». Правила внутреннего распорядка ДЗОиО и основные требования к поведению детей. Действия вожатого при организации основных режимных моментов. Учёт возрастных особенностей детей при организации режимных моментов.
ТЕМА №2 Методические основы работы воспитателя в ДЗОиО
2.1 Логика развития лагерной смены. Динамика деятельности воспитателя
в процессе развития лагерной смены.
1. Организационный период:
- понятие «организационный период»;
- основные задачи деятельности воспитателя в организационный период;
- действия воспитателя перед заездом детей в лагерь;
- особенности организации заезда;
- первый день в лагере;
- факторы обеспечения эффективности орг.периода;
- содержание основных дел орг.периода.
2. Основной период:
- понятие «основной период»;
- задачи воспитателя в основном периоде;
- требования к организации жизни детей в отряде;
- виды и алгоритмы ключевых дел смены;
- отрядный «огонёк»;
- организация спортивных мероприятий;
- творческие конкурсы;
- дни рождения и т.д.
3. Заключительный период:
- понятие «заключительный период»;
- задачи деятельности воспитателя в заключительном периоде;
- особенности заключительного периода;
- действия воспитателя в предпоследний и последний дни смены;
Организация отъезда детей.
2.2 Воспитательная программа .Образовательный и творческий потенциал ДЗОиО. Программа « Семь Я по Радуге успеха »
Принципы и методики планирования работы воспитателя .
Понятие «программа», «план». Виды планов, используемые в работе воспитателя. Отрядная план-сетка. Основные требования , при составлении плана-сетки. Форма плана-сетки. Приёмы оформления плана-сетки. Личный план воспитателя. Обоснование необходимости разработки личного плана воспитателя. Хронометраж дня в отряде.
Анализ индивидуальной работы с детьми. Анализ итогов дня и проблемных ситуаций. Ведение дневника воспитателя.
2.3 Методика организации и проведения отрядных коллективных
творческих дел.
Понятие «коллективное творческое дело /КТД/» и особенности его организации. Виды и формы отрядных КТД. Цели отрядных КТД. Основные этапы подготовки КТД:
- планирование КТД;
- продвижение идеи среди участников;
- поддержание интереса, энтузиазма в процессе осуществления КТД;
- подведение итогов;
- «обратная связь».
2.4 Особенности работы воспитателя в отрядах младшего, среднего,
старшего возраста и в разновозрастных отрядах.
Младший возраст:
Учёт особенностей физиологического и психологического развития младших детей при организации работы с отрядами.
Особенности организации воспитательного воздействия на детей младшего школьного возраста.
Особенности организации игр и творческих конкурсов для младшего отряда:
- интеллектуальных;
- творческих конкурсов и игр;
- подвижных игр;
- игр в помещении;
- спортивных состязаний и игр.
Особенности организации отрядных дел с младшими школьниками. Организация режимных моментов для малышей. Кружковая работа с детьми младшего школьного возраста.
Средний возраст:
Физиологические особенности возраста.
Сферы интересов подростков и учёт особенностей периода взросления при организации отрядной работы.
Учёт особенностей развития, навыков и умений подростка при организации отрядных мероприятий.
Особенности организации творческих мероприятий и отрядных дел.
Старший возраст:
Особенности работы воспитателя с отрядами старшего возраста:
- игры для старшеклассников;
- особенности организации творческих конкурсов и спортивных состязаний;
- особенности межличностных отношений детей в старших отрядах; детей и вожатых.
Разновозрастные отряды и специфика работы воспитателя.
2.5 Методы и формы работы воспитателя с отрядом в условиях плохой
погоды. Методика организации работы отрядных кружков /отрядная
фирма/.
Организация досугового и рабочего пространства в закрытом помещении. Методы и формы досуговой работы с детьми различных возрастов в плохую погоду. Клубная работа.
Отрядные кружки /отрядная фирма/. Виды кружков.
2.6 Методика оформления отряда, отрядных уголков, креатических зон.
Художественные средства и приёмы повышения эффективности отрядных форм работы.
Художественное оформление отряда.
Отрядный уголок. Виды отрядных уголков. Порядок оформления, основные требования, соблюдение тематики отряда. Понятия «эмблема», «девиз». Традиции отряда.
Отрядные средства массовой информации: газеты, листовки, информационные сообщения и т.д..
Понятие «Креатическая зона». Принцип её оформления.
ТЕМА №3 Психолого-педагогические основы деятельности
воспитателя
3.1 Управленческие аспекты деятельности воспитателя.
Понятия «деятельность», «управление», «объект управления», «субъект управления», «цель», «задача». Основные управленческие функции в деятельности воспитателя: организация, руководство, мотивация, контроль. Стадии развития рабочей группы и стили руководства. Методы организации «обратной связи». Виды контроля.
3.2 Методика и виды диагностики.
Методика ценностных ориентаций.
Ориентировочная анкета.
Оценка способов реагирования в конфликте.
Методы и формы экспресс-диагностики.
Использование игровых форм проведения диагностики и коррекции.
3.3 Основы детской психологии.
Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности, тип общения детей в различные временные периоды. Их описание.
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:
- общая характеристика возраста;
- особенности физиологического развития детей младшего школьного возраста;
- нормы физических нагрузок;
- центральные новообразования у детей в этом возрасте;
- взаимоотношения младших школьников между собой и с взрослыми;
- сфера интересов младших школьников;
- особенности проявления эмоций;
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:
- общая характеристика возраста;
- особенности физиологического развития и нормы физических нагрузок;
- сферы интересов подростков;
- развитие и укрепление чувства взрослости;
- противоречия взросления;
- самоидентификация;
- самооценка внешности, физического «Я»;
- взаимоотношения со сверстниками;
- ценностный конфликт;
- кризис независимости /влияние на отношения со сверстниками и взрослыми/;
- особенности пубертатного периода.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:
- общая характеристика возраста;
- формирование Я-концепции;
- проблема нравственного выбора;
- юношеская сексуальность;
- особенности отношений со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
- сфера интересов;
- жизненные цели.
3.4 Особенности формирования временного детского коллектива в
условиях ДЗОиО.
Понятие «коллектив», «группа», «временный коллектив».
Особенности формирования временного детского коллектива детского оздоровительного центра. Стадии развития коллектива по А.Н.Лутошкину..
Основные концепции развития детского коллектива. Социально- психологические процессы в первично-организованной группе: адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция.
Социально-психологические законы формирования межличностных отношений.
Закономерности развития группы. Особенности каждого этапа развития группы и действий вожатого.
3.5 Проблемы взаимоотношений в условиях закрытого коллектива ДЗОиО.
- методы формирования временного коллектива;
- понятие «проблемы взаимоотношений»;
- решение психологических задач и пути выхода из них.
3.6 Конфликты в условиях детского оздоровительного центра и варианты
выхода из них.
Понятие «конфликт». Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта.
Диагностика конфликтности. Стресс. Повышение уровня стрессоустойчивости
3.7 Лидер. Лидер и отряд.
ТЕМА №4 Методика организации и проведения дружинных
мероприятий.
4.1 Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия.
Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана. Режиссура мероприятий:
- определение темы;
- художественная идея и её развитие;
- образное решение идеи;
- пути воплощения режиссёрского замысла.
Факторы, влияющие на реализацию режиссёрского замысла.
Структура сценария:
- завязка действия;
- развитие действия;
- кульминация;
- финал.
Организационное обеспечение мероприятия.
ТЕМА №5 Методика организации досуговой деятельности детей.
5.1 Игра, как вид деятельности.
Понятие «Игра». Роль игры в развитии личности ребёнка:
- игра, как средство общения;
- игра, как средство развития воображения;
- игра, как средство развития волевой сферы;
- игра, как средство познания;
- игра, как средство развития творческих способностей.
Правила организации игр. Требования к организации игр.
Виды игр и особенности их проведения:
а) массовые игры:
- «кричалки»;
- игры на внимание и координацию;
- игры, воздействующие на эмоциональный настрой;
- спортивные игры;
б) интеллектуальные игры;
в) творческие игры;
г) игры на местности;
д) имитационные игры;
е) ролевые игры.
Советы ведущему.
5.2 Организация работы Дома творчества.
Основы прикладного творчества.
Методика организации работы кружков .Создание клубного пространства. Музейная педагогика. Музей под открытым небом.
Организация работы Дома творчества; тетрадь учёта посещения кружков. Отрядные мероприятия.
5.3 Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр
на местности. Организация походов, выходов за территорию ДЗОиО.
Правила поведения вожатого при выходе отряда на море.
Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на местности:
Особенности подготовки спортивных мероприятий и требования к их организации.
Проведение спортивных мероприятий.
Правила проведения спортивных состязаний. Организация работы вожатого с болельщиками в процессе проведения спортивных состязаний. Группы поддержки.
Ритуалы открытия и закрытия спортивных мероприятий.
Подведение итогов и награждение победителей.
Игры на местности. Требование к организации игр на местности. Правила поведения игр на местности. Специфика действий вожатого во время игр на местности.
Обеспечение безопасности детей во время проведения игр на местности и при проведении спортивных состязаний.
Организация походов, выходов за территорию ДЗОиО:
Туристические и экскурсионные походы, методика их проведения.
Правила поведения вожатого при выходе отряда на море:
Оформление журнала выхода на море. Контроль воспитателя за количеством детей на пляже. ТБ на море и организация купания. Игры на песке.
5.4 Экологическое воспитание в условиях оздоровительного центра.
- Экологическое воспитание подрастающего поколения.
- Ботанический сад /структура, экскурсия, работа экскурсоводов/, оранжерея.
- Отрядные мероприятия.
5.5 Организация работы Пресс-центра в условиях ДЗОиО.
Структура Пресс-центра ДЗОиО:
- TV /планирование, написание материала, телевизионные программы/;
- радио /радиовыпуск, работа радиостудии/;
- выпуск газеты / общелагерная, спецвыпуск ,флаер и т.д./;
- подготовка и проведение тематического кинофестиваля «Кинофишка»;
- работа студии журналистики;
- работа рекламного агентства.
- работа сайта ДЗОиО http://raduzhnyi.at.ua, пиар технологии.
5.6 Органы самоуправления в отряде и ДЗОиО.
- понятие «самоуправление»;
- структура органов самоуправления в отряде;
- деловая игра «Камелот», «Девятое королевство», « Техно-сити», «Евро-сити»
ТЕМА №6 Нормативно-правовые основы деятельности
воспитателя в ДЗОиО.
6.1 Нормативно-правовые акты в сфере организации отдыха
и оздоровления детей.
Обзор действующего законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Конвенция ООН о правах ребёнка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребёнка. Правовое обеспечение жизнедеятельности и развития ребёнка в ДЗОиО.
Квалификационные требования предъявляемые к воспитателю. Особенности трудового законодательства применительно к работе воспитателя. Система оплаты труда и должностного подчинения ДЗОиО.
6.2 Медико-санитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в
загородном детском оздоровительном центре.
Понятие «Санитарно-гигиенические нормы и правила».
Требования к воспитателю по обеспечению контроля за соблюдением детьми правил личной гигиены.
Санитарно-гигиенические требования /СГТ/ к состоянию:
- жилых помещений;
- отрядных мест;
- игровых и кружковых комнат;
Требования к форме одежды детей при различных погодных условиях.
СГТ к организации спортивных, туристических, культурно-массовых мероприятий и игр.
СГТ к личной гигиене воспитателя.
ТЕМА №7 Организация охраны труда в ДЗОиО.
7.1 Инструкция по охране жизни и здоровья детей. Правила внутреннего распорядка.
|